Как писал классик, зима катит в глаза и нет уж дней тех светлых боле - зимой в середине дня уже темно, и для рисующих людей настали совсем тяжкие времена. Приходится включать свет, а утром получать сюрприз - и он не всегда приятный. Я подумала, мы же вроде в 21 веке живем, в космос как в булочную летаем, наверняка уже придуман какой-то выход для нас, творческих гениев? (спойлер: не совсем...)
В общем, я пристально занялась вопросом освещения для художников - какие лампы есть, какое освещение нужно. Тема оказалась очень объемной!
Для начала - какие вообще есть параметры у света и какие нам нужны (постараюсь без занудства из учебников физики за 8 класс)
- Световой поток. Это, собственно, сила и яркость света. На простых лампочках мы обычно смотрим в Ваттах (W) - обычно 60 или 40, на стройрынке можно найти 100Ватт, которая жутко греется и выращивает счета за электричество как на дрожжах. Но современные лампы отдают света намного больше, так что вместо мощности смотрите на параметр светового потока в люменах (Лм)! Математика простая: лампа накаливания в 100Вт дает 1000лм. Для хорошего рабочего освещения комнаты 20м нужно примерно 4000 Лм света. Но не стоит гнаться и за избыточным освещением: работы написанные при супер-ярком свете, попав в обычное освещение дома, станут тёмными и лишатся тонких оттенков цвета.
- Температура света - отвечает за цвет освещения. Измеряется в Кельвинах, и чем ниже цифра, тем теплее свет. Обычно домашние лампы имеют теплый свет с температурой 2700К - и не подходят для живописи. Написанные при таком свете картины будут иметь явный синеватый оттенок, ведь глаз будет пытаться компенсировать желтизну света. Наверняка, вы замечали как серо и безжизненно выглядят синие оттенки, если пытаться фотографировать работу вечером. Для работы с красками лучше всего подходит температура 5500К (как свет в солнечный день). Наши глаза адаптируются к цвету довольно быстро, поэтому можно использовать источник 4200-6500К
-А вот параметр, про который не все знают - индекс цветопередачи. Он показывает, насколько цвет объекта освещенного той или иной лампой, близок к его цвету при естественном свете (то есть к 100%). У некоторых ламп есть провалы в цветовом спектре - это приводит к искажениям цвета. Этот индекс обозначается CRI или Ra, и обычно указывается на упаковке лампы. Если не указан, значит он позорно низок, и покупать такую лампу не стоит. Для жизни подходит индекс от 80, для живописи желателен от 90. 100% у естественного света, ламп накаливания и галогенных.
И вот, разобравшись с параметрами, задача кажется довольно простой, правда? Пойди в магазин и купи подходящую лампочку. Но не тут-то было, квест только начинается!
Оказалось весьма непросто найти компромисс между всеми возможными вариантами
Смотрите сами.
- Идеальная цветопередача у ламп накаливания и галогенных ламп. Но - температура света у них не выше 3000К, а это слишком теплый свет для рисования. К тому же они сильно греются, быстро перегорают и расходуют электричество в неумеренных количествах.
- Энергосберегающие лампы «дневного света» имеют плохую цветопередачу и искажают цвета
- Самые современные, долговечные и экономичные лампы - светодиодные, к тому же их можно найти с любой температурой. Они экономят электроэнергию почти в 10раз! И подходят к любым домашним светильникам. Но - подстава - цветопередача не идеальна. В России единственные светодиодные лампы с отличной цветопередачей >90 продает ИКЕА, серия ЛЕДАРЕ (спойлер - довольно дорого). Остальные - в лучшем случае 80-85. Большой полезный ресурс с тестами и настоящими результатами по светодиодным лампам - на сайте lamptest.ru. Там можно подобрать лампы по параметрам для дома и работы и проверить характеристики.
Подходят:
- Osram LED STAR CLASSIC 12w/865 - яркая, CRI 90, но холодновата (6500К). Цена - 780р.
- IKEA LEDARE 4000K 11W (1000Lm) Цена - 700р.
- Идеальны для живописи специальные люминесцентные лампы для студий, музеев, работы с точным цветом. Они максимально приближены к дневному свету и индекс цветопередачи у них 98%. Это лампы
- PHILIPS MASTER TL-D 90 36W/950
- OSRAM color proof T8 36W/ 950
- OSRAM LUMILUX de Luxe Daylight 36W/954 (чуть более яркая и холодная, чем предыдущие)
В маркировке подобных ламп смотрите на индекс, например, в цифре 950 "9" означает цветопередачу 90%, а "50" означает температуру 5000К
Казалось бы, вот оно счастье! Есть только один минус - это лампы-трубки T8, соответственно, для них нужен специальный светильник с электронным пусковым устройством ЭПРА. Стоит это недешево - около 1000р. за лампу и от 4000р за светильник. А главное, их нигде нет в продаже, даже под заказ! Но я же герой-искатель, когда мне надо, то черта лысого в ступе найду из-под земли))) И нашла я их… в магазине для аквариумов aquariumshop.ru, там же кстати есть и недорогой светильник - смотрите в разделе «Лампы для птиц». Ну, мы же творческие ночные птички, правда?
Еще специальная и очень удобная лампа, прикрепляющаяся на мольберт или стол, продается на сайте для художников JacksonsArt.com - она освещают поверхность до 60х80, идеальна для небольших форматов и иллюстраций. Но дороговато, цена 120 фунтов без доставки
- DAYLIGHT LIGHTING : PROFESSIONAL ARTISTS EASEL LAMPLD33900 Купить здесь
Итак, мне нужны была лампы с дневным светом, с мощностью от 1000Лм и хорошей цветопередачей. А ещё с простым цоколем Е27, чтобы можно было вкрутить их в любой светильник и настольную лампу и свободно переносить с места на место, подстраивая под необходимость писать акварелью (свет над столом) или маслом (свет на мольберт). Я лично пока что остановилась на светодиодах из Икеа, как самый удобный и более-менее бюджетный вариант. Вкрутила один в стоящий торшер у мольберта, второй - в настольную лампу над столом. Температура немного тепловата, но мне приятно и комфортно с ними работать.
А дальше - заменю все лампочки накаливания в своей домашней люстре на белые светодиодные. Будет не так уютно, зато атмосфера рабочая! Так как хочу в будущем снимать видео, в планах приобрести два рассеивающих софтбокса и вкрутить туда 8 светодиодных ламп. Либо люминесцентную лампу от Philips как самый идеальный вариант. В общем, есть над чем подумать!
Надеюсь, вопрос освещения стал понятнее и вам больше не придётся рисовать в потёмках! А всем, кто дочитал до конца, желаю много творческого света и светлых идей!